В 1930 году ВЦИК и Правительство РСФСР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края, а в августе 1931 года было принято решение о сооружении судостроительного завода.
В январе 1932 года, в таежное село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода.
Первыми 10 мая 1932 года в село
Пермское прибыли навербованные, вольнонаёмные и комсомольцы, обладатели
путёвок ЦК ВЛКСМ. От г. Хабаровска их доставила небольшая флотилия:
пароход «Коминтерн», выполняющий роль ледокола, на буксире у него была
баржа - бывший плавучий дом отдых амурских речников «Клара Цеткин», и в
кильватере - пароход «Колумб», название которого как нельзя лучше
подходило для будущих первостроителей. Сегодня об этом событии
напоминают памятный камень (скальная глыба кварцевого диорита весом в 21
тонну с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы
- строители города») и памятник первостроителям.
Город Комсомольск-на-Амуре образован в 1932 году в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года "О преобразовании селения Пермского Нижне-Тамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре" из села Пермского, основанного в 1860 году.
Днём города является - 12 июня.
12 июня 1933 года в торжественной и волнующей обстановке был заложен первый камень сегодняшнего Амурского судостроительного завода. Несколько позже, 18 июля 1934 года состоялась закладка еще одного индустриального гиганта - авиационного завода. В невероятно короткие сроки эти заводы дали стране долгожданную уникальную продукцию.
В тридцатые годы в городе было начато строительство заводов «Амурсталь» и «Амурлитмаш», завода по производству свинцовых стартовых аккумуляторов и некоторых других. Большинство из них дали первую продукцию в суровом 1942 году и внесли весомый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков и их союзников на Западном фронте, японских милитаристов на Дальнем Востоке. Трудовым подвигом было и участие комсомольчан в строительстве нефтепровода Оха-Комсомольск, Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. Сооруженные в кратчайшие сроки, в тяжелейших условиях военной поры, сурового дальневосточного климата, эти предприятия помогли решить острую проблему с горючим для боевой техники фронтов.
Президиум Верховного Совета СССР, отмечая мужество и трудовой героизм, проявленный первостроителями города Комсомольска-на-Амуре, их важную роль в развитии производительных сил Дальнего Востока, вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, наградил 10 июня 1967 г. Комсомольск-на-Амуре орденом В.И. Ленина.
За большие
заслуги трудящихся города в социалистическом строительстве и за успехи,
достигнутые трудящимися города в развитии хозяйства и культуры,
Президиум Верховного Совета СССР 09 июня 1982 г. наградил город
Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края орденом Октябрьской Революции.
Приток Амура - небольшая горная река Силинка, являясь естественной границей, делит город на две части - «город» и Дзёмги. Так называли (впрочем, называют и сейчас) строительные площадки будущих заводов. Ныне это, соответственно, Центральный и Ленинский округа админстрации города Комсомольска-на-Амуре. Их соединяет самая длинная магистраль, протяженностью около 7 км - Комсомольское шоссе. Изначально это была грунтовая дорога с деревянным мостом через Силинку, построенная к 5-летию города. Позже, через 20 лет, построили первый железобетонный мост. Ныне магистральное шоссе самое напряженное в городе. Для разгрузки дороги в районе поселка Амурлитмаш была построена новая подъездная дорога к Дзёмгам с новым мостом. К 70-летию города был введен в эксплуатацию новый мост на Комсомольском шоссе.
Город вытянут более чем на 30 км вдоль Амура. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которого в черте города достигает 2,5 км. Застройка начиналась от набережной - первые дома, улицы, предприятия. Первые жилые кварталы, преимущественно барачного типа, строились вблизи промышленных предприятий. Это дало жизнь нескольким десяткам разрозненных поселков. Многие из них до сих пор сохранили одноэтажные домики с приусадебными участками. Здесь до сих пор можно увидеть наследие мастеров-пермяков - дома с деревянными кружевами.
Более подробную информацию о нашем городе Комсомольске-на-Амуре Вы сможете найти на следующих сайтах:
1. Официальный сайт органов местного самоуправления http://www.kmscity.ru/
2. Википедия ru.wikipedia.org/
Используемые интернет-ресурсы:
- Картинка памятного камня http://www.antonpavlov.ru/pictures/200801231259%20-%20bam08_3/17.jpg
- Картинка памятника первостроителям http://static.diary.ru/userdir/1/4/4/4/144407/42669910.jpg
- Картинка набережной http://static.diary.ru/userdir/1/4/4/4/144407/59324646.jpg