В 1930 году ВЦИК и Правительство РСФСР приняли
постановление о хозяйственном и культурном строительстве
Дальневосточного края, а в августе 1931 года было принято решение о
сооружении судостроительного завода.
В январе 1932
года, в таежное село Пермское, расположенное на левом берегу Амура,
прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о
строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно
было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги
авиационного завода.
Первыми 10 мая 1932 года в село
Пермское прибыли навербованные, вольнонаёмные и комсомольцы, обладатели
путёвок ЦК ВЛКСМ. От г. Хабаровска их доставила небольшая флотилия:
пароход «Коминтерн», выполняющий роль ледокола, на буксире у него была
баржа - бывший плавучий дом отдых амурских речников «Клара Цеткин», и в
кильватере - пароход «Колумб», название которого как нельзя лучше
подходило для будущих первостроителей. Сегодня об этом событии
напоминают памятный камень (скальная глыба кварцевого диорита весом в 21
тонну с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы
- строители города») и памятник первостроителям.
Приехавшие по комсомольским путевкам в дикий таежный край добровольцы
жили в бараках и шалашах, армейских палатках. Через семь месяцев после
прибытия первых строителей село Пермское было преобразовано в город. Город
Комсомольск-на-Амуре образован в 1932 году в соответствии с
Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года "О преобразовании
селения Пермского Нижне-Тамбовского района Дальневосточного края в
город Комсомольск-на-Амуре" из села Пермского, основанного в 1860 году.
Днём города является - 12 июня.
12 июня 1933 года в торжественной и волнующей обстановке был заложен
первый камень сегодняшнего Амурского судостроительного завода. Несколько
позже, 18 июля 1934 года состоялась закладка еще одного индустриального
гиганта - авиационного завода. В невероятно короткие сроки эти заводы
дали стране долгожданную уникальную продукцию.
В тридцатые годы в городе было начато строительство заводов «Амурсталь»
и «Амурлитмаш», завода по производству свинцовых стартовых
аккумуляторов и некоторых других. Большинство из них дали первую
продукцию в суровом 1942 году и внесли весомый вклад в разгром
немецко-фашистских захватчиков и их союзников на Западном фронте,
японских милитаристов на Дальнем Востоке. Трудовым подвигом было и
участие комсомольчан в строительстве нефтепровода Оха-Комсомольск,
Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. Сооруженные в кратчайшие
сроки, в тяжелейших условиях военной поры, сурового дальневосточного
климата, эти предприятия помогли решить острую проблему с горючим для
боевой техники фронтов.
Президиум Верховного Совета СССР, отмечая мужество и
трудовой героизм, проявленный первостроителями города
Комсомольска-на-Амуре, их важную роль в развитии производительных сил
Дальнего Востока, вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими
захватчиками в Великой Отечественной войне, наградил 10 июня 1967 г.
Комсомольск-на-Амуре орденом В.И. Ленина.
За большие
заслуги трудящихся города в социалистическом строительстве и за успехи,
достигнутые трудящимися города в развитии хозяйства и культуры,
Президиум Верховного Совета СССР 09 июня 1982 г. наградил город
Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края орденом Октябрьской Революции.
Приток Амура - небольшая горная река Силинка, являясь
естественной границей, делит город на две части - «город» и Дзёмги. Так
называли (впрочем, называют и сейчас) строительные площадки будущих
заводов. Ныне это, соответственно, Центральный и Ленинский округа
админстрации города Комсомольска-на-Амуре. Их соединяет самая длинная
магистраль, протяженностью около 7 км - Комсомольское шоссе. Изначально
это была грунтовая дорога с деревянным мостом через Силинку,
построенная к 5-летию города. Позже, через 20 лет, построили первый
железобетонный мост. Ныне магистральное шоссе самое напряженное в
городе. Для разгрузки дороги в районе поселка Амурлитмаш была построена
новая подъездная дорога к Дзёмгам с новым мостом. К 70-летию города был
введен в эксплуатацию новый мост на Комсомольском шоссе.
Город
вытянут более чем на 30 км вдоль Амура. Своим фасадом он обращен к
реке, ширина русла которого в черте города достигает 2,5 км. Застройка
начиналась от набережной - первые дома, улицы, предприятия. Первые жилые
кварталы, преимущественно барачного типа, строились вблизи
промышленных предприятий. Это дало жизнь нескольким десяткам
разрозненных поселков. Многие из них до сих пор сохранили одноэтажные
домики с приусадебными участками. Здесь до сих пор можно увидеть
наследие мастеров-пермяков - дома с деревянными кружевами.
Более подробную информацию о нашем городе Комсомольске-на-Амуре Вы сможете найти на следующих сайтах:
1. Официальный сайт органов местного самоуправления http://www.kmscity.ru/
2. Википедия ru.wikipedia.org/
Используемые интернет-ресурсы:
Юбилею города посвящается..